культа божества природных стихий Ваала. По приказу Изевель по всей стране возводят капища в честь Ваала, высшие круги израильского общества начинают поклоняться этому языческому божеству. И немудрено, ибо Иерусалим с Храмом в другом государстве, а жена Ахава, Изевель - вот она, тут. Все это приводит к недовольству Илии. Но при Ахаве - расцвет страны и военные победы, и его критика не носит политического характера. При сыне Ахава Иехораме пророки уже стоят во главе движения против дома Омри. Масла в огонь подлила неудачная осада арамейской крепости Рамот-Гилад (Северное Заиорданье). И в результате переворота власть захватывает в 842 г. до н.э. военачальник Иехорама Йеху. По преданию посланник Элиши, ученика Илии, приходит в военный лагерь израильтян, чтобы помазать Йеху на царство. Тут же закалывают всех представителей дома Омри, а заодно и иудейского царя Ахазию. Изевель погибает, выброшенная из окна собственного дворца. Цель мятежников достигнута: религиозное влияние Тира искоренено. Но распался союз Израиля, Иудеи и Финикии и, как следствие, экономический упадок в обоих еврейских государствах. Да и с политической точки зрения время для переворота было выбрано неудачно. Уже через год лишь огромная дань, уплаченная Израилем Ассирии, спасает страну от разгрома. А в 814 г. до н.э. правитель Дамаска покоряет Израильское царство, границы которого сузились лишь до Самарии, а израильский царь превратился в вассала арамейского властителя. Да и Иудея с этих пор была вынуждена платить большую дань Дамаску. И только поражение арамейских войск от Ассирийской державы на какое-то время отодвигает окончательное падение Северного царства, последовавшее в 722г. до н.э.
Всего этого, конечно, не мог знать Илия, последний из "устных пророков" израильских, ведший непримиримую борьбу с языческим культом Ваала. Усматривая в распространении чужих верований угрозу религиозной самостоятельности еврейского народа, он вступает в конфликт с царской властью. Первое открытое столкно-
|